И флаг мне в руки! (cocomera) wrote in progulkino,
И флаг мне в руки!
cocomera
progulkino

Categories:

Москва в кино. Х/ф "Место встречи изменить нельзя" (Одесская киностудия, 1979). 4 серия.

Продолжаем разбор фильма "Место встречи изменить нельзя". Изюминкой сегодняшней серии станет погоня за Фоксом. Ох и напетляли они по Москве! Но и еще кое-какие сюрпризы будут :)

Предыдущие серии:
первая серия
вторая серия
третья серия




1. Шарапов снова провожает Варю и перед нами опять Никитский бульвар. Снова проходне дворы дома №12 по Никитскому бульвару


но в этот раз в кадр попал и соседний домик - Никитский бульвар, 12а.


Нынче здесь располагается музей Востока. История этого здания прослеживается с начала XVIII в.


В 1787 г. архитектор Е.С. Назаров на месте палат начала XVIII в. у Никитских ворот построил для князей Путятиных трехэтажный дом.
В 1802 г. этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М. Лунин (дядя известного декабриста М.С. Лунина). После московского пожара 1812 г. от дома сохранилась только подвальная часть.
Строительство нового ансамбля на этом месте началось в 1814 и уже к концу 1818 года были возведены одно- и двухэтажные постройки и новый двухэтажный флигель, который и стал жилым домом семьи Луниных.
В 1818-1822 гг. строительство нового комплекса построек проводилось по проекту Д.И. Жилярди. В 1821 г. еще недостроенный главный дом усадьбы был продан Коммерческому банку. В начале 1823 г. банк полностью откупил это владение. Банк (с 1859 г. — Государственный банк) размещался здесь до 1917 г.

2. Праздничный вечер, посвященный очередной годовщине Октября. Дворец культуры работников милиции, где по сценарию проходят праздничные торжества, оказался и вовсе “комбинированным объектом”. Как рассказал Валентин Гидулянов (художник-постановщик фильма), эти эпизоды снимали сразу в двух местах — в Одесском доме офицеров (интерьеры) и в столичном ДК “Правда” (на улице у ДК).



ул. Правды, 21. Очень интересное здание с архитектурной точки зрения. Вот посмотрите, как оно выглядело сразу после постройки


3. Мелькает в фильме и ст. Лосиноостровская - место жительство Груздева с гражданкой Жолтовской.


4. Ресторан "Астория", где МУРовцы ждали Фокса снимали в ресторане гостиницы "Центральная". Тверская, 10.
Здание удивительное, историческое. В двух словах его история такова: конец 19в – фабрика хлеботорговцев Филипповых. В 1905-1907 годах при пекарне появилась кофейня. В 1911 году в левой части здания, где располагалась булочная, было решено открыть небольшую гостиницу «Люкс». После революции фабрику и кофейню национализировали. В 1919 году гостиница становится общежитием НКВД. В 1930-х годах это уже общежитие Коминтерна, в котором останавливаются вожди европейских коммунистических партий. Булочная находится в том же здании. Общежитие Коминтерна после некоторой перестройки становится гостиницей "Центральная", а кофейня - рестораном "Центральный". В пост-советское время здесь был ресторан Сбарро-пицца и снова кофейня. Сейчас здесь опять идет реконструкция больше похожая на строительство. Что мы увидим на этом месте – большой вопрос.

Фильм же - уникальная возможность разглядеть интерьеры ресторана «Центральный». Да к тому же здесь мелькают детали интерьеров еще Филипповской кофейни





А вот интересное фотосравнение. Кадр из фильма и две фотографии кофейни Филипповых начала 20 века. Обратите внимание на пол (рисунок) и статуи около зеркала, когда-то оформлявшие фонтан.







Ну, а теперь Погоня!
Станислав Говорухин:
"Погоня муровцев за Фоксом стала самой сложной сценой. Мы занимались ею в течение месяца, а потом еще пришлось кое-что доснимать уже во время монтажа фильма. Обе машины — и “Фердинанд”, и “Студебеккер” — оказались в очень плачевном состоянии, едва могли двигаться... Большинство кадров погони снято в московских переулках и на набережных Яузы, а один какой-то планчик мы снимали даже в Одессе."

5. Итак, выбивая стекло официанткой в "Астории"- "Центральном" оказываются герои на Малой Ордынке.


В наши дни что-то снесено, что-то надстроено / перестроено, но в целом место узнаваемо.


6. Б. Черкасский переулок, вид в сторону Ильинки


7. Трубная улица: вид от Большого Сухаревского переулка.


8. Большой Сухаревский пер. у дома 7


9. Во дворах на Большом Сухаревском (в кадре д.5 стр.3)


10. Во дворах в Большом Черкасском переулке


11. Выезд в Большой Черкасский переулок из арки дома №7


12. Видимо тот самый "одесский планчик"


13. Б. Полуярославский пер., 18


14. У Госпитального моста


15. "Стреляй, Глеб Егорыч! Уйдет!"
В.Гидулянов:
Первоначально предполагалось, что герой Высоцкого должен опустить раму автобусного окна, но Володя вдруг решил сымпровизировать... А стекло в окне “Фердинанда” оказалось толстое. Володя раз по нему ударил, другой... Наконец с третьей попытки высадил. И тут же закричал сердито: “Ну все, п...ц, приехали!” Смотрим, у него рука в крови: на пальце — глубокий порез от осколка. А ведь тем же вечером Высоцкий должен был вылетать на очередные гастроли в Сибирь. Но пришлось эти концерты отменить.

Машина мчит по Золоторожской набережной . В кадре Таможенный мост через Яузу и д.11 к.1 по Нижней Сыромятнической улице.


16. Андроньевская наб.


17. Одна из самых эффектных сцен фильма: падение автомобиля в реку. Снимали этот эпизод на набережной Яузы между мостом Казанской железной дороги и Электрозаводским мостом.



Вот, что вспоминают о съемках этого эпизода В.Гидулянов и Л. Бурлака (главный оператор фильма):

"Мы нашли совершенно “убитый” “Студебеккер”. Разгонять этого инвалида должен был специальный грузовик-толкач. В кабину сели два наших лучших каскадера — Володя Жариков и Олег Федулов...

Предстояло сделать лишь один дубль, причем в условиях “режимной съемки”, за те считанные минуты, когда сгущаются сумерки. Вроде бы все подготовили, отрепетировали — нужно начинать. Вдруг выясняется: у толкача заглох двигатель, и никак не могут его завести. Я вижу, что свет катастрофически уходит — еще чуть-чуть, и снимать уже будет нельзя. Наконец, буквально в последний момент автомобиль все же завелся, разогнал “Студебеккер”, тот покатил к реке, сбил решетку...

Больше всего опасались, чтобы машина в полете не перевернулась вверх колесами. Но именно это и случилось. Грузовик воткнулся в воду радиатором, задние колеса задрало... В результате кабина с каскадерами полностью ушла в воду. Вот уж 20 секунд прошло... минута... — каскадеров не видно. Наконец вынырнули. Сперва Жариков, потом — Федулов. Оба какой-то черной дрянью облеплены. Из-за спешки перед началом съемок дно реки в этом месте толком не проверили, а оказалось, что под небольшим слоем воды находится метровый слой ила. В него и погрузилась кабина “Студебеккера”, так что Олегу с Володей было очень непросто выбраться наружу."



А вот так это место выглядит сегодня.


18. Ну, и финальные кадры серии - Володя Шарапов ждет встречи с "Аней" у памятника первопечатнику Ивану Федорову


Продолжение следует!



Разместить ссылку на эту запись:


Tags: 1970-е, разбор полетов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments